О порядке приема наличных денежных средств в объектах общественного питания в учреждениях образования.

О порядке приема наличных денежных средств в объектах общественного питания в учреждениях образования.

В целях недопущения ошибок при приеме наличных денежных средств субъектами хозяйствования, организующими питание учащихся в объектах общественного питания, сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством.

Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (с изменениями и дополнениями, далее – постановление № 924/16) и Положением о порядке использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа утвержденным постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

Исходя из норм Положения № 924/16, по общему правилу, во всех объектах общественного питания, расположенных в учреждениях образования, прием наличных денежных средств осуществляется с использованием кассового оборудования.

Согласно пункту 4 Положения № 924/16 при приеме наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек (в том числе авансовых платежей, задатка и наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, принимаемых в качестве залога) (далее — прием денежных средств) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги), помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.

На кассовом суммирующем аппарате (далее — КСА) кассир в дни использования указанного оборудования выполняет:

в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств, за исключением наличных денежных средств, полученных от покупателей, в ящик для денег — операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег;

при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег;

при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), операцию регистрации факта возврата денежных средств;

в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа (пункт 5 Положения № 924/16).

Пунктом 6 Положения № 924/16 предусмотрено, что по окончании рабочего дня (смены), а также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя суточный (сменный) отчет (Z-отчет) и контрольную ленту —  для КСА.

Кроме того, с 1 июля 2025 г. Положение N 924/16 дополняется пунктом 10-1, предусматривающим введение обязанности для юридических лиц, осуществляющих продажу товаров, в отношении которых Советом Евразийской экономической комиссии и (или) Советом Министров Республики Беларусь принято решение о маркировке средствами идентификации и (или) товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, использовать КСА с установленным СКНО и программные кассы, обеспечивающие:

— считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;

— дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 Положения N 924/16;

Дифференцированный учет — автоматизированный учет, предусматривающий наличие у субъекта хозяйствования информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товаров в торговых объектах (ч. 3 приложения 3 к постановлению N 924/16).

— передачу информации о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО в соответствии с требованиями, определенными Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации к КСА или программным кассам.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением N 841/27, с 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать КСА, которые включены в Государственный реестр и соответствуют требованиям Положения N 29/99.

Обращаем внимание, что согласно абзацу 12 пункта 17 Положения № 924/16 не допускается использование КСА, в случае отсутствия средства контроля налоговых органов (далее – СКНО) по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления № 924/16 (http://www.nalog.gov.by/ru/programmed-cash-desk/).

Кроме того, с 01.07.2025 не допускается использование кассовых аппаратов, программных касс не соответствующих новым требованиям, которые определены постановлением N 29/99.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы в объектах общественного питания, расположенных в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) (подпункт 2.8 пункта 2 постановления № 924/16, пункт 2 приложения 1 к постановлению № 924/16).

Исключение составляют объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах — училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, в которых установка платежных терминалов не обязательна.

Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях или не оформлении установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования, предусмотрена статьей 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя —  до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

Согласно части первой статьи 13.15 КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг налагается штраф в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя — до 100 БВ, на юридическое лицо — до 200 БВ.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.